Александр
Акулов
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(гуманитарный
аспект, сообщество)
Краткие принципы. Примечания к проекту.
*) Другие основания философии и мировоззрения в
целом.
Святыми от философии могут считаться только
два человека: Зенон Элейский и Декарт; "блаженными" от нее: — Парменид, Пиррон, Секст Эмпирик, Беркли и Юм.
Мы должны сомневаться в том, что
существуем.
*) Другая эстетика
Лучшее искусство — искусство оторванное
от человеческой биологии и социума, универсальное, которое может понадобиться и
гипотетическим "марсианам", будь у них такие же границы восприятия,
как и у человека. Огрубленно-упрощенно-предварительно можно сформулировать
кредо: "Нечеловеческое содержание при форме подачи потенциально
максимально адекватной человеку", а уже после этой формулировки —
подвергать ревизии, релятивировать представления о "содержании" и
"форме", о неготовности большинства людей к "новому" и
пр.
Наиболее весомыми признаются:
нефигуративная живопись (абстракционизм,
неосюрреализм); <Представим иное. Вот мой обычный пример. Пусть некие
разумные тараканы создали свой Эрмитаж. На картинах
тараканов-"реалистов" мы бы увидели тараканьи усики, тараканьи зады и
жанровые тараканьи сценки. Подобное искусство могло бы заинтересовать среди
множества людей разве что энтомологов. Но кое-что из увеличенных нефигуративных
картин тараканов-модернистов привлекало бы внимание многих>;
музыка без слов и применения ударных инструментов,
находящаяся на стыке старого гармонического принципа организации и нового
внегармонического, нашедшая общий знаменатель между усложнением и минимализмом,
"показом-разворачиванием" и медитацией; в идеале музыка —
главное и высшее искусство, но в действительности она выявляет себя образом
дикарским и примитивным, попросту демонстрирует устройство инструментов,
умноженные сами на себя заведомо порочные приемы и традиции;
поэзия, промежуточная между классическим
стихом и верлибром, не имеющая социального и биологического содержания (пик),
маловероятны шедевры поэзии, содержащие более десяти строк; в идеале лирический герой стихотворений
— нечеловек, небиологическое существо , дух, бог,никто;
лучшие жанры прозы — малые, точнее —
средние, за рамками повести: например, рассказ-микророман; у прозы два
предела: отсутствие персонажей и балансирование на грани поэзии;
кино и видео, театр — это то, чего еще
нет в предельном виде; на острие невозможны актеры и их имитации; Тарковский
снимал вещи на три порядка лучше, чем людей, а многих ли мы знаем тех, кто не снимал
и вещей? Современный театр и кино — явления больше физиологические, чем
эстетические. Идеал видеоряда — движущийся "Кандинский". Кто видел
такой, пусть, трехминутный фильм?
*) Пока АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ —
только рафинированная часть обычной; попытки выделиться: фаланстеры, палатки,
самостийные поселки создадут только бивачно-казарменное болото, находись они
даже на другой планете.
*) Религия не должна быть делом
коллективным; если кому-то самообман обостряет интуицию — на здоровье, но не надо при этом обманывать
других; в далеком будущем можно представить себе монастыри для атеистов, а еще
в более далеком — "бистыри". Именно искусство и должно заменять
религию. Современное искусство потеряло такую способность.
*) Наука изучает себя и собственные
картины мира, а не реальность. В науке содержится будущая польза, в ней почти
нет мировоззрения.
*) Однако знание реальности никогда не
даст ощутимой пользы. Чем это доказать? А тем, что "дисциплина",
изучающая реальность — философия, еще не создана; в противном случае за пользой
давно бы погнались; отсутствие и отдаленной, даже отодвинутой в будущее пользы
— в этом разница между философией и наукой; человек достаточно умен, чтобы
научиться философствовать, но пока он этому не учился и как будто не собирается
этого делать.
Ресурс: abuntera.narod.ru